Подходы, факторы и принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно-деятельностного подхода
Аронов А.М., кандидат физико-математических наук, профессор ФГАОУ ВПО "Сибирской федеральный университет"
Реализация практико-ориентированной подготовки, основанной на координации интересов достаточно большого числа стейкхолдеров – групп родственных (по территориальному, отраслевому или жизненному циклу продукта принципу) образовательных организаций, работодателей (как отдельных, так и их ассоциаций), руководства отраслей и ведомств, администраций (от муниципалитетов до руководства регионами), организаций молодежной политики, различных общественных и экспертных сообществ и структур и других, требует выделения принципов и факторов такого взаимодействия, определения подходов, на базе которых это взаимодействие будет реальным и устойчивым. Нам представляется, что с внешней стороны, организационно-деятельностной, целесообразно использование программно-проектного подхода (доказавшего в нашей стране свою эффективность в недалеком прошлом), а с содержательно-процессуальной стороны - подхода рефлексивно-деятельностного (тоже доказавшего свою практичность в различных отечественных реализациях системо-мыследеятельностного анализа и рефлексивного управления).
Практико-ориентированная подготовка, и тем более практико-ориентированное образование, требуют не только определенного гражданско-социального согласия, но и принципиального изменения как содержания образования, так и содержания управления. Прежде всего, требуется такая трудная для образования ориентация на проблемный подход. В этом подходе, на первом этапе, предусматривается выявление уже имеющихся требований к функционированию действующих институций (отдельных служб и подразделений), рассматриваемых в качестве объекта модернизации. Также частью проблемного подхода является выявление основных факторов, вовлекаемых в модернизацию, выявление их представлений о характере функционирования модернизируемого объекта, об их групповых интересах, мотивах и моделях социального действия.
Далее проводится анализ возникающих противоречий между характером функционирования действующих институтов и новыми требованиями и ожиданиями к их функционированию. Такой проблемный анализ позволяет выявить «возможное», сформировать представление о том, какие перемены могут быть достигнуты без существенной «ломки» существующих институций, оценить последствия этих перемен.
При таком анализе важно учитывать факторы и принципы самого практико-ориентированного образования. На наш взгляд, важно учитывать следующие факторы и принципы.
Факторы практико-ориентированной подготовки:
- заинтересованная поддержка первого лица;
- сильный содержательный лидер, пользующийся поддержкой инициативной команды;
- большое число курсов по выбору;
- наличие в основной образовательной программе антропологического модуля, ориентирующего студентов на осмысление своей подготовки и образования;
- тьюторское сопровождение и поддержка как преподавателей и мастеров, так и студентов старших курсов;
- технологическая инфраструктура поддержки управления и самоуправления;
- наличие ответов на вопрос: «Зачем это делать?»;
- балльно-рейтинговая система оценивания на основе критериального оценивания результатов;
- конкретное, конструктивное, воодушевляющее и краткое рецензирование преподавателями работ студентов;
- разворачивание образовательного процесса как последовательности этапов, создающих ресурсы друг для друга;
- наличие описанных ясных и понятных условий формирования профессиональной позиции;
- организация сетевого взаимодействия всех участников подготовки в электронной образовательной среде (портал электронного обучения).
Основополагающие принципы практико-ориентированной подготовки:
- учиться вместе со студентами;
- осознанный рефлексивный характер учения, направленный на выделение и фиксацию средств и способов продуктивной деятельности;
- продуктно-ориентированный тип деятельности;
- проектно-задачный тип деятельности – ведущий;
- мобильность и самоопределение в профессиональном становлении;
- ориентация на понимание и деятельность;
- эстетическо-ценностное развитие студентов;
- учиться делать «руками», а не просто говорить;
- становление субъектности;
- социальное развитие;
- выращивание ответственности;
- ориентация на качественное образование с различными учебно-профессиональными ориентирами (смыслами) на каждом этапе образовательного процесса.
При оценке содержания практико-ориентированного образования важно учитывать принципиальные отличия и преемственность разных ступеней образования. Предложим следующую единую схему уровневого оценивания результатов практико-ориентированного образования.
Единая схема особенностей НПО-СПО-ВПО
Начальное профессиональное образование
Выпускник имеет следующие характеристики:
1. Производит эмпирические знания, связанные с конкретным (вещественным) материалом.
2. Знания, умения, навыки, опыт обеспечивают работу «руками».
3. Трудовая мобильность (способность автономно работать с любым конкретным материалом в данном виде).
4. Выпускник имеет социальный опыт в области отношений:
- с работодателем;
- в бригаде;
- самоорганизации.
5. Обучающийся живет в «настоящем», смысло-жизненные ориентации взяты из прошлого.
6. Выпускник осуществляет воздействие.
7. Выпускник производит простые изделия.
8. Эксплуатационник.
Среднее профессиональное образование
Выпускник имеет следующие характеристики:
1. Производит сложное прикладное знание, социально-эмпирическое знание для частного решения.
2. Знания, умения, навыки, опыт обеспечивают не только работу руками, но и проведение стандартных исследований, расчетов.
3. Деятельностная мобильность (в пределах одного вида деятельности). Преодолевает препятствия в практике деятельности за счет выхода в теоретическое мышление.
4. Имеет социальный опыт в области отношений (опыт НПО) плюс опыт мелкого бизнеса, руководства проектной командой.
5. Живет в прошлом и настоящем.
6. Осуществляет сотрудничество.
7. Производит решение стандартных и нестандартных задач.
8. Ремонтник.
Высшее профессиональное образование
Выпускник имеет следующие характеристики:
1. Производит либо теоретическое, либо практическое знание (в форме онтологий, методов).
2. Обладает методологическими знаниями, позволяющими преодолевать препятствия в знаково-символическом пространстве теоретического мышления.
3. Мобильность в использовании видов теоретической деятельности.
4. Имеет социальный опыт СПО, плюс опыт проектной деятельности.
5. Живет в прошлом, настоящем и будущем.
6. Осуществляет развитие, управление развитием меняющегося объекта, осуществляет консалтинг.
7. Производит управление проектными командами.
8. Оргпроектировщик (универсал).
Отметим в заключение, что качество профессионального образования определяется не только соблюдением федеральных, профессиональных и корпоративных стандартов, но и ориентацией на современные производственные технологии и, прежде всего, на системы профессиональных задач, которые придется решать выпускнику, выступая оператором в конкретной производственной технологии. Именно этот фактор удлиняет срок адаптации выпускника на производстве, которые нередко доходит до полугода или даже года доподготовки на рабочем месте.
Оформление этих систем задач – сложная и высококвалифицированная задача, в решении которой имеется существенный задел в профессиональном образовании, ориентированном на высокотехнологичное машиностроение. В то же время в практике проведения региональных, федеральных и мировых чемпионатов WS накоплен огромный опыт формулирования таких задач (по конкретным компетенциям) и организации их решения в условиях соревнования. Успешное участие Красноярского края в этом движении создает очень хорошую основу для повышения качества профессионального образования.