Семинар 1 октября 2014
семинар
Программа семинара
Министерство образования и науки Красноярского края
Красноярское региональное отделение Союза машиностроителей России
Центр современных технологий профессионального образования
Программа семинара
Тема: «Система оценивания компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае»
Дата проведения: 1 октября 2014 года.
Место проведения: Аэрокосмический колледж СибГАУ, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 31.
Участники: Представители министерства образования и науки Красноярского края, команд профессиональных образовательных организаций (директора, заместители директоров, председатели цикловых комиссий, методисты, преподаватели), предприятий машиностроительной отрасли, СФУ, СибГАУ, КГПУ.
Задачи:
- Обсуждение предложений и опыта профессиональных образовательных организаций, предприятий по оценке компетенций обучающихся, выпускников.
- Разработка модели системы оценивания в рамках реализации дуального образования в Красноярском крае.
Регламент работы:
10:00 – 10:20 |
Открытие семинара. Согласование целей и задач работы. - Никитина Ольга Николаевна - заместитель министра образования и науки Красноярского края. |
10:20 – 12:00 |
Презентация опыта команд профессиональных образовательных организаций по оценке компетенций обучающихся, выпускников, работников. Сообщения представителей команд ОУ. Общее обсуждение. |
12:00 – 12:15 |
Перерыв. |
12:15 – 13:30 |
1. Сообщение «Подходы в оценивании компетентностей обучающихся». - Бутенко Андрей Викторович - доцент кафедры общей педагогики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет». 2.Сообщение: «Практики в оценивании компетентностей обучающихся». - Полякова Виктория Викторовна - заместитель директора по научно-методической работе краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 54». 3.Установочное сообщение и работа в группах по теме: «Разработка модели системы оценивания в рамках реализации дуального образования». Группы: 1. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика 2. ОАО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь». 3. Повышение квалификации, переподготовка кадров. |
13:30 – 14:00 |
Обед. |
14:00 – 15:00 |
Продолжение работы в группах. |
15:00 – 15:15 |
Перерыв |
15:15 – 17:00 |
Общее заседание. Обсуждение результатов работы |
3 октября в ЦСТПО в 14.00 часов состоится малая сессия, обобщающая результаты работы семинара.
Основные тезисы семинара
Основные тезисы семинара: «Система оценки компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае»
Дата проведения: 1 октября 2014 года
Место проведения: Аэрокосмический колледж ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 31)
В первой части семинара Бутенко А.В. озвучил позиции, которые были зафиксированы на первом семинаре по вопросам системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.
Существует три системы оценивания:
1 оценочная система - государственная (ФГОСы);
2 оценочная система – профстандарты;
3 оценочная система - корпоративные стандарты.
При оценке выделены типы оценивания компетенций:
1 тип оценивания – «Есть»/ «Нет»;
2 тип оценивания – многопозиционный (комбинированного вида).
Остаются вопросы: Как систему оценивания встраивать в процесс обучения? В какой период производить оценку?
На семинаре профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО) были представлены системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум» представил Зайцев Д.Ю.
Основные блоки системы:
- модели компетенций выстроены на основании ФГОСов и профстандартов;
- этапы оценивания. Предлагается трехэтапное оценивание (на этапе набора студентов, после освоения основных дисциплин, на этапе присвоения квалификации). Возможны появления промежуточных этапов для выстраивания итоговой оценочной модели;
- формы системы оценивания: сессионная (зачет/экзамен), портфолио, собеседование, итоговая государственная аттестация. По результатам каждой формы оценивания оформляются рекомендации.
В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:
- включить в систему оценивания конкурсные мероприятия;
- производить оценку остаточных знаний, т.е. после 2-3 лет работы молодого специалиста оценивать знания, полученные в ПОО, что позволит оценить качество профессиональных образовательных программ;
- обеспечить независимую оценку, т.е. уйти от риска предвзятого оценивания.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления» представила Рожкова Л.А.
Разработаны 3 модуля обучения, после изучения каждого предусматривается оценивание компетенций. При разработке критериев оценки компетенций взяты за основу государственные, отраслевые стандарты и стандарты организации. В оценке компетенций прослеживается преемственность с 1 по 3 курс. В системе оценивания во всех трех модулях разработаны четкие компетенции и их технологии оценивания.
Сложности в работе:
- низкий уровень профориентации;
- низкая начальная общеобразовательная подготовка.
Отмечено положительное при использовании данной системы оценивания компетенций:
- повысили эффективность процесса обучения за счет единства подхода, оборудования, программного обеспечения, технологий;
- совместно используется материально-технический потенциал колледжа и организации;
- реализовали идею ранней специализации и трудоустройства студентов;
- сократили срок адаптации выпускников к производственной деятельности в организации;
- повысили адаптивность образовательного процесса к перспективным потребностям организации;
- создали условия для инновационной деятельности производственников, преподавателей и студентов, направленной на совершенствование производства;
- обеспечили успешному выпускнику гарантированное рабочее место, возможность продолжить обучение в вузе по целевому набору, перспективу карьерного роста.
Видение системы оценивания компетенций Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» представил Тимошев П.В.
Был разработан график учебно-производственного процесса.
Введены две новые дисциплины (введение в специальность, основы корпоративной этики).
Для студентов первого курса с начала нового учебного года планируется организовать ряд экскурсий на предприятиях.
Доработан дневник – отчет по практике в рамках дуального образования.
Аэрокосмический колледж готовит студентов для нескольких предприятий машиностроительной отрасли края. Поэтому возникла потребность разделения общей группы студентов на подгруппы, ориентированные на конкретные предприятия.
Основные задачи:
- выстроить процесс адаптации студентов к работе на различном оборудовании разных предприятий;
- необходимо разработать детализацию заданий по производственной практике.
В ходе обсуждений было решено:
- необходимо разделение критериев между экспертами, которые проводят оценивание;
- соотнести логику оценивания по типу накопления.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса» представила Снисарева Г.М.
В системе оценивания выделили общие и профессиональные компетенции.
Оценка профессиональных и общих компетенций проходит через реализацию всей образовательной программы:
- учебные дисциплины;
- профессиональные модули.
Контрольно-оценочные средства профессионального модуля включают оценку компетенции через:
- наблюдение за выполнением практической работы;
- экспертная оценка на практических занятиях;
- тестирование;
- экспертное наблюдение на учебной практике;
- экспертное наблюдение на производственной практике (отчет по производственной практике, дневник производственной практики).
В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:
- представителям предприятий нужно внести в карту оценивания необходимые детали, оценку которых они будут проводить;
- выстроить систему обучения студента на нескольких станках;
- обосновать последовательность заданий с точки зрения оценивания студента широкого профиля.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ НПО «Профессиональное училище №54» представила Полякова В.В.
Была рассмотрена схема процедуры оценки компетенций, этапы организации и проведения процедуры оценки компетенций в формате демонстрационного экзамена.
Как отмечено выступающей, в первоначальном оценивании компетенций принимают участие эксперты. Затем, представленную экспертами информацию экзаменационная комиссия структурирует, обобщает и подводит итоги.
Установка на работу в группах.
Бутенко А.В. отметил, что работа над системой оценивания в рамках проекта – это отдельное большое направление. При конструировании системы оценивания необходимо согласовывать определенные компетенции с предприятиями-партнерами для изменения процесса адаптации студента на предприятии. За счет сокращения периода адаптации достигается уменьшение ресурсоемкости, что выгодно для предприятий. Система оценивания имеет сложный набор компетенций и список данных компетенций необходимо согласовать профессиональным образовательным организациям с предприятиями – партнерами. Необходимо провести разделение компетенций, какие компетенции будут освоены в рамках ПОО, какие на производственных практиках, а какие станут основой для работы наставников в период адаптации.
Элементы оценивания НАКС, о которых рассказывала Полякова В.В. необходимо включать в систему оценивания для достижения эффективности процедуры.
Типы стандартных единиц оценивания:
- продукт (то, что в результате изготовлено студентом);
- оценка поведения и действий студента;
- оценка обобщения и осмысления опыта студентом.
По итогам оценивания у преподавателей должен появиться ряд рекомендаций себе самим и студентам. Рекомендации необходимы для развития процесса дуального обучения и дальнейшего профессионального роста студента.
По итогам обсуждения систем оценивания компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае было предложено:
- Оформить в виде тезисов информацию, полученную участниками в ходе семинара целью ее использования в дальнейшей работе.
- Оформить «Дефектную ведомость» по итогам рассмотрения систем оценивания компетенций.
- Подготовить «План-карту» работ по изменению предложенных систем оценивания компетенций.
Подготовленные материалы направить в адрес КГБОУ ДПО ПКС «ЦСТПО» по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 08.10.2014 года.
Участники семинара
Список участников семинара
Тема семинара: «Система оценивания компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае»
1. |
Аронов Александр
|
- кандидат физико-математических наук, профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»; |
2. |
Барахович Ирина Ильинична
|
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»; |
3. |
Бардовская Е.В. |
- заведующая отделением краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»; |
4. |
Бахтина Анна
|
- главный специалист отдела среднего профессионального образования министерства образования и науки Красноярского края; |
5. |
Блинов Геннадий Николаевич |
- заведующий лабораторией прикладной методологии краевого Института повышения квалификации работников образования; |
6. |
Бодрова Надежда Павловна |
- заместитель директора по УР краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»; |
7. |
Боярская Т.А. |
- преподаватель краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»; |
8. |
Бутенко Андрей Викторович |
- кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей педагогики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»; |
9. |
Васюхина Ольга Евгеньевна |
- аналитик краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр современных технологий профессионального образования»; |
10. |
Войнова Надежда Александровна |
- заместитель директора по научно-методической работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Ачинский техникум нефти и газа»; |
11. |
Глебов Олег |
- директор краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Красноярский колледж радиоэлектроники и управления»; |
12. |
Гордиенко Татьяна Александровна |
- заместитель директора по учебной работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
13. |
Готовко Наталья Александровна |
- методист краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
14. |
Гриднева Ева Сергеевна |
- преподаватель краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Лесосибирский технологический техникум»; |
15. |
Гурылева |
- ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»; |
16. |
Досяева |
- краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Красноярский колледж радиоэлектроники и управления»; |
17. |
Дятлов Данил Викторович
|
- начальник отдела по обучению и развитию персонала ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева; |
18. |
Егорова Надежда Иннокентьевна |
- старший мастер краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
19. |
Ерыгин Юрий Владимирович |
- первый проректор – проректор по учебной работе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
20. |
Житникова |
- ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»; |
21. |
Журавлев Виктор |
- декан факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
22. |
Зайцев Денис |
- заведующий отделением краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сосновоборский автомеханический техникум»; |
23. |
Зуев Алексей Вячеславович |
- исполняющий обязанности директора краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ачинский политехнический техникум»; |
24. |
Иванова Лидия
|
- директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр современных технологий профессионального образования»; |
25. |
Изерскова Т.А. |
- |
26. |
Казакова Людмила Викторовна |
- начальник отдела среднего профессионального образования министерства образования и науки Красноярского края |
27. |
Казанкова Александра Андреевна |
- преподаватель краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»; |
28. |
Калугин Сергей |
- директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сосновоборский автомеханический техникум»; |
29. |
Клочкова Татьяна Викторовна |
- методист краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»; |
30. |
Колесникова Ю. |
- ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»; |
31. |
Косенко В. |
- |
32. |
Криштофик Ирина |
- кандидат педагогических наук, доцент федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»; |
33. |
Крюкова Ирина Александровна |
- заместитель директора по учебно-производственной работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
34. |
Кузнецов Евгений Валерьевич. |
- декан ФМТ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
35. |
Кукушкин Сергей |
- заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»; |
36. |
Кустов Александр Леонтьевич |
- заместитель директора по учебной работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Лесосибирский технологический техникум»; |
37. |
Кустова Елена
|
- директор Аэрокосмического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
38. |
Левицкая Елена |
- директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский юридический техникум»; |
39. |
Магомедова Ирина Анатольевна |
- директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
40. |
Малиновская Елена Александровна |
- заместитель начальника отдела управления персоналом ОАО «Красноярский машиностроительный завод»; |
41. |
Мохорева О.Н. |
- краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №10»; |
42. |
Назаров В.П. |
- зав. кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
43. |
Нешков Дмитрий
|
- руководитель центра технологий электронного обучения краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Ачинский техникум нефти и газа»; |
44. |
Одегова |
- краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Красноярский колледж радиоэлектроники и управления»; |
45. |
Орина Наталья Юрьевна |
- ведущий инженер отдела САПР ОАО «Научно производственное предприятие «Радиосвязь»; |
46. |
Полякова Виктория Викторовна |
- заместитель директора по научно-методической работе краевого государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 54»; |
47. |
Приступ Евгений Николаевич |
- заместитель директора по УПР краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №10»; |
48. |
Рожкова Людмила Александровна
|
- преподаватель краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Красноярский колледж радиоэлектроники и управления»; |
49. |
Савченко Наталья Васильевна |
- заместитель директора по учебно-производственной работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ачинский политехнический техникум; |
50. |
Сибирякова Наталья Викторовна |
- аналитик краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр современных технологий профессионального образования»; |
51. |
Снисарева Галина Михайловна |
- старший мастер краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса»; |
52. |
Старостина Людмила Анатольевна |
- начальник отдела современных образовательных технологий и профессиональной карьеры краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр современных технологий профессионального образования»; |
53. |
Тимошев Павел Викторович
|
- заместитель директора Аэрокосмического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»; |
54. |
Титов Олег |
- заместитель генерального директора – директор по персоналу и общим вопросам ОАО «Красноярский машиностроительный завод»; |
55. |
Тришкина Людмила
|
- начальник отдела САПР ОАО «Научно производственное предприятие «Радиосвязь»; |
56. |
Цыганков Владимир Васильевич |
- методист краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр современных технологий профессионального образования». |