Основные тезисы семинара
Основные тезисы семинара: «Система оценки компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае»
Дата проведения: 1 октября 2014 года
Место проведения: Аэрокосмический колледж ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 31)
В первой части семинара Бутенко А.В. озвучил позиции, которые были зафиксированы на первом семинаре по вопросам системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.
Существует три системы оценивания:
1 оценочная система - государственная (ФГОСы);
2 оценочная система – профстандарты;
3 оценочная система - корпоративные стандарты.
При оценке выделены типы оценивания компетенций:
1 тип оценивания – «Есть»/ «Нет»;
2 тип оценивания – многопозиционный (комбинированного вида).
Остаются вопросы: Как систему оценивания встраивать в процесс обучения? В какой период производить оценку?
На семинаре профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО) были представлены системы оценивания компетенций обучающихся/выпускников.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум» представил Зайцев Д.Ю.
Основные блоки системы:
- модели компетенций выстроены на основании ФГОСов и профстандартов;
- этапы оценивания. Предлагается трехэтапное оценивание (на этапе набора студентов, после освоения основных дисциплин, на этапе присвоения квалификации). Возможны появления промежуточных этапов для выстраивания итоговой оценочной модели;
- формы системы оценивания: сессионная (зачет/экзамен), портфолио, собеседование, итоговая государственная аттестация. По результатам каждой формы оценивания оформляются рекомендации.
В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:
- включить в систему оценивания конкурсные мероприятия;
- производить оценку остаточных знаний, т.е. после 2-3 лет работы молодого специалиста оценивать знания, полученные в ПОО, что позволит оценить качество профессиональных образовательных программ;
- обеспечить независимую оценку, т.е. уйти от риска предвзятого оценивания.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления» представила Рожкова Л.А.
Разработаны 3 модуля обучения, после изучения каждого предусматривается оценивание компетенций. При разработке критериев оценки компетенций взяты за основу государственные, отраслевые стандарты и стандарты организации. В оценке компетенций прослеживается преемственность с 1 по 3 курс. В системе оценивания во всех трех модулях разработаны четкие компетенции и их технологии оценивания.
Сложности в работе:
- низкий уровень профориентации;
- низкая начальная общеобразовательная подготовка.
Отмечено положительное при использовании данной системы оценивания компетенций:
- повысили эффективность процесса обучения за счет единства подхода, оборудования, программного обеспечения, технологий;
- совместно используется материально-технический потенциал колледжа и организации;
- реализовали идею ранней специализации и трудоустройства студентов;
- сократили срок адаптации выпускников к производственной деятельности в организации;
- повысили адаптивность образовательного процесса к перспективным потребностям организации;
- создали условия для инновационной деятельности производственников, преподавателей и студентов, направленной на совершенствование производства;
- обеспечили успешному выпускнику гарантированное рабочее место, возможность продолжить обучение в вузе по целевому набору, перспективу карьерного роста.
Видение системы оценивания компетенций Аэрокосмического колледжа ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» представил Тимошев П.В.
Был разработан график учебно-производственного процесса.
Введены две новые дисциплины (введение в специальность, основы корпоративной этики).
Для студентов первого курса с начала нового учебного года планируется организовать ряд экскурсий на предприятиях.
Доработан дневник – отчет по практике в рамках дуального образования.
Аэрокосмический колледж готовит студентов для нескольких предприятий машиностроительной отрасли края. Поэтому возникла потребность разделения общей группы студентов на подгруппы, ориентированные на конкретные предприятия.
Основные задачи:
- выстроить процесс адаптации студентов к работе на различном оборудовании разных предприятий;
- необходимо разработать детализацию заданий по производственной практике.
В ходе обсуждений было решено:
- необходимо разделение критериев между экспертами, которые проводят оценивание;
- соотнести логику оценивания по типу накопления.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ СПО «Красноярский техникум промышленного сервиса» представила Снисарева Г.М.
В системе оценивания выделили общие и профессиональные компетенции.
Оценка профессиональных и общих компетенций проходит через реализацию всей образовательной программы:
- учебные дисциплины;
- профессиональные модули.
Контрольно-оценочные средства профессионального модуля включают оценку компетенции через:
- наблюдение за выполнением практической работы;
- экспертная оценка на практических занятиях;
- тестирование;
- экспертное наблюдение на учебной практике;
- экспертное наблюдение на производственной практике (отчет по производственной практике, дневник производственной практики).
В обсуждении предложенной системы были высказаны следующие предложения:
- представителям предприятий нужно внести в карту оценивания необходимые детали, оценку которых они будут проводить;
- выстроить систему обучения студента на нескольких станках;
- обосновать последовательность заданий с точки зрения оценивания студента широкого профиля.
Видение системы оценивания компетенций КГБОУ НПО «Профессиональное училище №54» представила Полякова В.В.
Была рассмотрена схема процедуры оценки компетенций, этапы организации и проведения процедуры оценки компетенций в формате демонстрационного экзамена.
Как отмечено выступающей, в первоначальном оценивании компетенций принимают участие эксперты. Затем, представленную экспертами информацию экзаменационная комиссия структурирует, обобщает и подводит итоги.
Установка на работу в группах.
Бутенко А.В. отметил, что работа над системой оценивания в рамках проекта – это отдельное большое направление. При конструировании системы оценивания необходимо согласовывать определенные компетенции с предприятиями-партнерами для изменения процесса адаптации студента на предприятии. За счет сокращения периода адаптации достигается уменьшение ресурсоемкости, что выгодно для предприятий. Система оценивания имеет сложный набор компетенций и список данных компетенций необходимо согласовать профессиональным образовательным организациям с предприятиями – партнерами. Необходимо провести разделение компетенций, какие компетенции будут освоены в рамках ПОО, какие на производственных практиках, а какие станут основой для работы наставников в период адаптации.
Элементы оценивания НАКС, о которых рассказывала Полякова В.В. необходимо включать в систему оценивания для достижения эффективности процедуры.
Типы стандартных единиц оценивания:
- продукт (то, что в результате изготовлено студентом);
- оценка поведения и действий студента;
- оценка обобщения и осмысления опыта студентом.
По итогам оценивания у преподавателей должен появиться ряд рекомендаций себе самим и студентам. Рекомендации необходимы для развития процесса дуального обучения и дальнейшего профессионального роста студента.
По итогам обсуждения систем оценивания компетенций обучающихся по программам дуального образования в Красноярском крае было предложено:
- Оформить в виде тезисов информацию, полученную участниками в ходе семинара целью ее использования в дальнейшей работе.
- Оформить «Дефектную ведомость» по итогам рассмотрения систем оценивания компетенций.
- Подготовить «План-карту» работ по изменению предложенных систем оценивания компетенций.
Подготовленные материалы направить в адрес КГБОУ ДПО ПКС «ЦСТПО» по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 08.10.2014 года.