Красноярский край
 
История проекта
По итогу исследования, проведённого Сибирским федеральным университетом в 2022 году, была разработана модель трансформации системы кадрового обеспечения эффективного функционирования и технологического обновления лесного комплекса Красноярского края на примере Приангарского макрорайона. Как было отмечено в исследовании, подготовка кадров для лесной отрасли макрорайона имеет существенные недостатки, а именно отмечается:

  • несоответствие существующих программ подготовки потребностям функционирования и технологического обновления предприятий отрасли;
  • необходимость обновления технологии образовательной деятельности, в том числе более широкого использования цифровых технологий в подготовке кадров и обеспечения образовательных организаций с методическими ресурсами для построения современного образовательного процесса;
  • набор программ дополнительного профессионального образования не в полной мере соответствует текущим и перспективным кадровым потребностям предприятий лесопромышленного комплекса и отраслей, обеспечивающих функционирование и развития лесного комплекса;
  • недостаточно эффективная система профориентационной работы, необходимая для обеспечения возможности самореализации молодежи и взрослого населения в области построения ими профессиональной карьеры, повышения мотивации к профессиональной деятельности на предприятиях лесной отрасли.
Задачи проекта
Программа повышения квалификации для команд колледжей, техникумов, осуществляющих подготовку кадров для лесной отрасли и отраслей, обеспечивающих ее функционирование и развитие «Акселератор проектов команд колледжей, техникумов, осуществляющих подготовку кадров для лесной отрасли и отраслей, обеспечивающих ее функционирование и развитие» (далее Акселерационная программа, Программа) разработана в рамках решения задач развития лесного комплекса Приангарского макрорайона: обеспечения эффективного функционирования и технологического обновления, создания благоприятных условий для профессиональной самореализации молодежи и взрослого населения в организациях лесного комплекса макрорайона.

В программе участвовали команды педагогических работников следующих профессиональных образовательных учреждений:
Дивногорский техникум лесных технологий
Приангарский политехнический техникум
Лесосибирский технологический техникум
Красноярский политехнический техникум
Канский технологический колледж
Енисейский многопрофильный техникум
Кроме того, в Программе приняли участие колледжи, осуществляющие подготовку по «сквозным» компетенциям, связанным с повышением общей культуры в учреждениях, развитием креативности (Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства) и основами цифровой грамотности (Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий).

Акселерационная программа ориентирована на:
  • разработку предложений к модернизации, созданию основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного образования, дополнительного профессионального образования профильных колледжей и техникумов;
  • освоение командами образовательных учреждений, представителями организаций территорий макрорайона компетенций, необходимых для ведения проектной деятельности, способствующей подготовке кадров, социально-экономическому развитию Приангарского макрорайона, эффективному функционированию и технологическому обновлению предприятий лесной отрасли и отраслей, обеспечивающих ее функционирование и развитие;
  • освоение компетенций в области создания информационных продуктов, продвигающих в средствах массовой информации и средствах массовой коммуникации (социальные сети) материалы, способствующие формированию позитивного привлекательного имиджа техникумов, системы профессионального образования, муниципальных образований Приангарского макрорайона, профессиональной карьеры на предприятиях лесной отрасли и отраслей, обеспечивающих ее функционирование и развитие.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
  1. организовать разработку, модернизацию, апробацию основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного образования, дополнительного профессионального образования коллективами профильных техникумов исходя из перечня ключевых компетенций рабочих, специалистов, необходимых для функционирования и модернизации предприятий лесного комплекса Приангарского макрорайона, и отраслей, обеспечивающих его функционирование и развитие;
  2. организовать деятельность в проектном режиме смешанных команд в составе представителей субъектов территориального развития Приангарского макрорайона для обеспечения и расширения возможностей самореализации молодежи и взрослого населения макрорайона при построении ими профессиональной карьеры на предприятиях лесного комплекса и отраслей, обеспечивающих его функционирование и развитие;
  3. определить организационные, материально-технические условия, обеспечивающие эффективную реализацию разработанных образовательных программ разного типа при разработке.
Основные выводы
За три месяца разработаны проекты при поддержке министерства природных ресурсов и лесного комплекса и министерства экономики и регионального развития Красноярского края:
  • 1. Региональный учебно-производственный центр передовых технологий лесного хозяйства (Дивногорский техникум лесных технологий).
  • 2. Инкубатор Туристических продуктов «Исторические путешествия по городу Енисейску» (Енисейский многопрофильный техникум).
  • 3. Цифровые технологии для образования и локальной экономики (Канский технологический колледж).
  • 4. Центр компетенций для беспилотных технологий (Красноярский политехнический техникум).
  • 5. Центр технологического лидерства (Лесосибирский технологический техникум).
  • 6. Создание технологического кампуса для подготовки специалистов, владеющих современными технологиями лесной отрасли (Приангарский политехнический техникум).