Более 500 работников образования обсудили в Красноярске вопросы современной дидактики

На минувшей неделе в Красноярском институте повышения квалификации прошла XV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения». Конференция стала одним из первых мероприятий, проводимых в рамках Года педагога и наставника.

Первый день конференции начался с приветственного слова первого заместителя министра образования края Натальи Анохиной. Наталья Викторовна подчеркнула значимость педагогической деятельности, рассказала о важности этой конференции для развития педагогики и ключевых особенностях успешного педагога. Также заместитель министра вручила благодарственные письма участникам конференции.

Ректор Красноярского института повышения квалификации Елена Чиганова выступила с докладом о поддержке педагогического авторского действия и рассказала о необходимости развития потенциала и профессиональной самостоятельности педагогов.

Важной частью первого дня конференции стали мастер-классы, которые проводили педагоги, представившие интересные техники и подходы из практики. В конце дня состоялся Совет мастеров, на котором ведущие мастер-классов говорили о целях проведенных интерактивов, делились впечатлениями, а также обсудили потенциал Совета: какие задачи он может решать и какими ресурсами обеспечить педагогическое сообщество.

На второй день конференции была запланирована работа малых пленумов и круглых столов. Площадка «Акселерация в усилении практико-ориентированности образовательного процесса» была организована Центром развития профессионального образования. Лидия Иванова, директор Центра, рассказала о важности сетевого взаимодействия ПОУ и работодателей в акселераторе для новых кадровых решений. С сообщением о принципах акселерации в образовательном процессе выступил Андрей Бутенко, канд. физ.-мат. наук, доцент СФУ. Александр Аронов, канд. физ.-мат. наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Московского городского педагогического университета, г. Москва, предложил рассматривать акселератор в образовании как процессуально-функциональную модель.

По завершении работы малых групп участники конференции заслушали три доклада экспертов:
🔸Александр Попов, доктор филос. наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование» (г. Москва), говорил об онтопрактике и онтопрактической картине мира учащихся;
🔸Алексей Воронцов, канд. пед. наук, главный редактор департамента раннего развития и начальной школы ООО «СберОбразование», доцент дирекции образовательных программ МГПУ (г. Москва) рассказал о том, как выбор технологии обучения способствует вариативности образования;
🔸Павел Сергоманов, канд. психол. наук, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования», ПАО Сбербанк (г. Москва), представил способ создания модели социологического исследования нового уровня в эпоху искусственного интеллекта.

Институт повышения квалификации опубликовал фотоотчет в официальной группе ВКонтакте

https://vk.com/album-73102730_291456366

 

 

В Красноярске пройдет XV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас и команды ваших учреждений принять участие в XV Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения».

Конференция пройдет 17 и 18 февраля 2023 года в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Красноярск, ул. Матросова 19).

В рамках конференции Центр развития профессионального образования организует круглый стол «Акселерация: усиление практикоориентированности образовательного процесса». Участники обсудят модели, принципы акселерации, сетевые формы взаимодействия техникумов, колледжей. Дискуссия пройдет 18 февраля с 9.00 до 10.30 в аудитории 3-07.

Зарегистрироваться для участия и ознакомиться с программой конференции можно на официальном сайте https://neo-didactica.ru/.

Центру развития профессионального образования 70 лет!

История нашего учреждения началась ровно семь десятилетий назад 10 февраля 1953 года, когда было создано самостоятельное структурное подразделение при Красноярском краевом управлении трудовых ресурсов – учебно-методический кабинет. Учебно-методический кабинет занимался преимущественно методической работой: проводились консультации и инструктажи для педагогов профессионального образования по вопросам передовых методов обучения, семинары, лекции, доклады, конференции.

С течением времени наше учреждение развивалось, формировались новые направления работы. Параллельно с методической деятельностью стали проводиться курсы переподготовки, открытые уроки для демонстрации опыта лучших педагогов, поисковая научно-исследовательская работа по истории профессионального образования. Были организованы профориентационная работа с учащимися школ, публикация в газетах и журналах статей и очерков по истории профобразования и конкурсы профессионального мастерства.

Центр всегда стремится идти в ногу со временем, отвечая на актуальные вызовы сферы СПО, ориентируясь на потребности рынка труда и содействуя формированию будущих профессионалов.

Сегодня Центр развития профобразования работает по трем крупным линиям деятельности. Первая линия – это повышение квалификации для педагогов техникумов и колледжей. Образовательные программы Центра способствуют решению актуальных задач, они ориентированы на вдумчивую деятельность педагога и помощь обучающимся в понимании изучаемого материала.

Вторая линия – это чемпионаты профессионального мастерства. Уже 10 лет Центр, являясь региональным координационным центром российского движения Молодые профессионалы, организует чемпионаты профмастерства. Участие в чемпионатах – это уникальный шанс показать свои навыки и умения и посоревноваться с лучшими. Чемпионатное движение задает высокие стандарты профессионального мастерства и способствует улучшению качества образования в колледжах и техникумах. Ежегодно на чемпионатах команды Красноярского края показывают очень хорошие результаты. Мы гордимся нашими победителями, их мастерами, наставниками, всеми, кто содействует этому успеху!

Третья линия – это обновление системы профобразования через тесную коммуникацию со студентами и педагогами техникумов и колледжей и содействие реализации предложенных ими идей. Совместно с коллективами колледжей и техникумов создается специальная коммуникативная среда, где можно демонстрировать свои интересы, идеи, презентовать проектные замыслы. Обновление системы происходит в рамках партнерских инновационных проектов.

Благодарим вас за доверие и за годы плодотворного сотрудничества. Вместе мы делаем важную и очень нужную работу. Мы уверены, что впереди нас ждет много интересных проектов!

Интервью Татьяны Волхонской: «Наши выпускники, получив диплом, будут знать, где работать и как реализовать себя в профессии»

1 сентября 2023 года в Красноярском крае первых студентов примут два новых образовательно- профессиональных кластера, которые будут готовить молодых специалистов по сокращённым интенсивным программам обучения. О подготовке работников для энергетики в рамках федерального проекта «Профессионалитет» корреспонденту «1-LiNE» рассказала директор Назаровского энергостроительного техникума Татьяна Волхонская.

СПРАВКА

Проект «Профессионалитет» разработан Министерством просвещения России. Его цель – максимально приблизить уровень образования средних профессиональных учебных заведений к потребностям рынка труда.

– Татьяна Викторовна, работы по организации кластеров в Красноярском крае начались осенью 2022 года. Что уже сделано?

– Подготовительная работа осуществлялась в двух направлениях. Первое – началась реализация программы популяризации федерального проекта «Профессионалитет», которая рассчитана на весь учебный год. Это профориентационные мероприятия с разными целевыми аудиториями, в первую очередь – со школьниками, их родителями. Для ребят были организованы экскурсии на предприятия энергетики, мастер классы по профессиям, квесты. На большом родительском собрании министр образования Красноярского края ответила на вопросы родителей, а представители техникума и работодателей, выступив единой командой, представили общественности перспективы кластера.

Второе направление – подготовка к обновлению материально-технической базы кластера, конкретно –центра, где будут созданы зоны под новые виды работ. На сегодняшний день оба кластера («Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии» - в Уяре и топливно-энергетический – в Назарово) получили согласование дизайн-проектов, проработали инфраструктурные листы с перечнями оборудования, которое будет в этих зонах установлено.

 По условиям проекта в кластере должна быть создана современная образовательная среда, а значит, необходимо не только приобрести новое оборудование, но и выполнить ремонтные работы в учебных корпусах. До 1 марта мы выходим на электронные торги, определяемся с исполнителями услуг, и приступаем к проведению ремонтных работ и закупкам оборудования. Объемы работ большие, строго регламентированные временем, ведь 1 сентября 2023 года кластер должен быть открыт.

Февраль – это фактически старт того, что было спланировано, спроектировано и согласовано в 2022 году.

– Это то, что касается материально-технического оснащения, базовых вещей. А новые образовательные программы?

– Здесь тоже очень плотный график работы. В ноябре-январе педагогические коллективы кластеров работали в связке с работодателями. Необходимо было сформировать модели компетенций выпускников по специальностям и профессиям под запрос работодателей, а затем на их основе сформировать содержательную часть образовательных программ. Полный пакет этих программ кластер представит на экспертизу до начала марта.

– Какие в них новшества и отличия от привычных программ СПО?

– Во-первых, образовательная программа Профессионалитета оптимизирована по сроку освоения, во-вторых, на 70% практикоориентирована, в-третьих, содержание подлежит интенсификации, т.е. не допускает повторения материала в смежных дисциплинах.

– Работа с программами и их наполнение по схожим профессиям отличаются в разных субъектах федерации с учётом местной специфики? Вы общаетесь с коллегами, решающими такие же задачи в других регионах?

– Примерная образовательная программа по тем специальностям и профессиям, которые будут реализованы в кластере, формируется в полном соответствии с ФГОС СПО и запросом работодателя. После экспертизы будет размещена в реестре программ. Впоследствии любая образовательная организация сможет использовать ее в качестве основы для создания собственной рабочей программы. По сути дела, это «конструктор», который позволит в дальнейшем преподавателям других учебных заведений использовать модули рабочих программ в своей работе.

– Я правильно понимаю, что образовательное учреждение, ранее не участвовавшее в Профессионалитете, сможет взять эту программу и «допилить» её с учетом местной специфики и запросов конкретного работодателя?

– Конечно. Запрос работодателя в целом в отрасли всё равно унифицирован. Но в каждой конкретной связке «техникум-работодатель» есть свои нюансы и частные запросы, которые могут быть положены в рабочую программу. А примерная программы – это унификация, это то, что является базовым, основным в запросе какой-то отраслевой группы работодателей.

– Вы сказали, что перечень нового оборудования для ядра кластера утверждён. А что там такого, чего раньше не было в техникуме? И смогут ли практиковаться на этом оборудовании и студенты, которые учатся на обычных программах того же профессионального профиля?

– Сегодня в образовательных учреждениях, конечно же, есть действующая материально-техническая база, которая включает лаборатории и мастерские в соответствии с ФГОС СПО. В Профессионалитете подготовка будет осуществляться по требованиям ФГОС СПО и под конкретный запрос работодателя. Должна произойти синхронизация этих двух подходов. В образовательных программах появятся новые виды профессиональной деятельности, что потребует создания новых мастерских и лабораторий с современным оборудованием. Оснащение будет проведено в 2023 году, и мы сразу начнем использовать новое оборудование для обучения студентов вне зависимости входят они в группы Профессионалитета или нет.

– Ваш главный партнёр – СГК? Какие ещё предприятия энергетики участвуют в проекте профессионалитета?

– Да. Опорным работодателем кластера является Сибирская генерирующая компания, конкретно – Енисейский филиал. Это три красноярские ТЭЦ, Назаровская ГРЭС, Канская ТЭЦ, Красноярская ГРЭС (г. Зеленогорск), Минусинская ТЭЦ, Абаканская ТЭЦ и Кызыльская ТЭЦ.

Однако, большой запрос на выпускников энергетического профиля имеют и другие крупные компании: АО «СУЭК-Красноярск», Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" ("Россети Сибирь"), ЗАО «Полюс», ПАО «Юнипро» Филиал «Березовская ГРЭС», АО «РУСАЛ», НТЭК (Норильск) – этот список можно продолжить.

Являясь опорным работодателем кластера, СГК будет сопровождать студентов в период их обучения – предоставляя базы производственной практики, наставников на предприятии, 5 работников предприятий СГК на условиях совместительства станут мастерами и преподавателями техникумов, при оценивании полученных квалификаций у обучающихся работодатели станут независимыми экспертами. Такое сопровождение позволит подготовить нужные на производстве кадры.

– Назаровский техникум – ядро образовательно-производственного кластера ТЭК. А кто в нём из учреждений СПО состоит ещё?

– На данный момент участниками кластера являются три учреждения:

  • Назаровский энергостроительный техникум (западная группа районов Красноярского края) будет осуществлять подготовку по 6 программам, из которых 4 профильные для энергетиков (электрики – эксплуатация и релейная защита, теплоэнергетики, электромеханики) и 2 смежные (сварщики и механики).
  • Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики (Красноярск и центральные районы края) будет осуществлять подготовку по 3 направлениям (электрики, мастера КИПиА, лаборанты химического анализа).
  • Минусинский сельскохозяйственный колледж (южные районы) будет осуществлять подготовку теплоэнергетиков.

– Что Профессионалитет меняет для студентов? Например, молодой человек собирается поступать на программу Профессионалитет в ваш техникум в этом году. Чем будет это поступление отличаться от прежнего, чем будет отличаться процесс обучения? Какие перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного роста?

– Поступление будет на общих основаниях таким же, как и ранее. Отличие самой программы обучения в ее большей практикоориентированности на запрос работодателя. В процессе обучения предполагается заключение целевого договора работодателя с обучающимся, предоставление ему базы производственной практики, наставничество на рабочем месте, получение специальных знаний, позволяющих уже на последнем курсе обучения пройти стажировки и оплачиваемую практику, участие в корпоративных программах (например, получение стипендии СГК). Получение дополнительных квалификаций в период обучения позволит расширить круг возможностей выпускника. Оценка полученных квалификаций будет осуществляться в форме демонстрационного экзамена, а экспертами станут сами представители работодателя. И как результат всего – гарантированное трудоустройство. Опорный работодатель – крупная энергетическая компания, чьи предприятия, располагаются в разных районах Красноярского края делает акцент на релокацию молодых специалистов. Значит, выпускники могут начать свой трудовой путь не обязательно на той территории, где обучались, а там, где будут востребованы.

– На Профессионалитет заходят только выпускники 9-х классов школ? Можно ли сменить форму обучения, уже будучи студентом техникума?

– В кластере ТЭК прием на образовательные программы будет осуществляться на базе 9-классов, но в других кластерах могут быть программы, ориентированные и на 11-классников.

В кластере ТЭК планируем с 1 сентября 2023 года зайти на программы Профессионалитета с 500 студентами, из которых 275 человек будут приняты на обучение на базе 9-классов и 225 человек будут переведены после 1-го и 2-го курсов существующих программ. Выпускники 11 класса, поступающие в техникум также станут участниками Профессионалитета. Студенты 1 и 2 курсов по окончании учебного года смогут написать заявление о переходе на программы Профессионалитета, это допускается по индивидуальным учебным планам, где разница в программах будет скорректирована.

Федеральный проект Профессионалитет стартовал в России в 2022 году. В Красноярском крае реализация начнется с 2023 года. Насколько результативным станет эксперимент, произойдет ли синхронизация интересов системы СПО и рынка труда покажет время и качество подготовленных выпускников. Педагогические коллективы техникумов-участников образовательно-производственных центров (кластеров) понимают свою ответственность за результат и ценят доверие работодателя, готового работать в одной команде.

В Красноярском крае почти все выпускники техникумов и колледжей будут сдавать демонстрационный экзамен

Демонстрационный экзамен успешно внедряется в Красноярском крае уже 5 лет. «Демонстрационный экзамен – детище Российской Федерации, вышел он из движения WorldSkills. Когда это международное движение набрало обороты в России, стало понятно – чтобы повышать уровень квалификации выпускников, недостаточно готовить отдельных людей для конкурса в рамках чемпионатного движения WorldSkills. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение для того, чтобы уровень подготовки выпускника не отставал от реалий сегодняшнего дня», - поясняет руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

Одна из целей демонстрационного экзамена и подготовки к нему – обеспечить некоторое опережение подготовки студентов относительно практики, то есть студент, выходя из учебного заведения, должен не просто владеть технологиями, которые есть на сегодняшний день, но и иметь «инновационный» запас на 2-3 года вперёд.

Агентство развития навыков и профессий изучало опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, вычленяло механизмы, за счёт которых можно внедрять в массовую практику разные инструменты повышения качества профессионального образования. С 2017 года началась официальная апробация применения этого пилотного проекта в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край тогда организовал демонстрационные экзамены по 10 компетенциям. Сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

«Изначально задумка такая: студент, который проходил сдачу демонстрационного экзамена, получал дополнительную квалификацию в соответствии с требованиями международных (теперь – национальных) стандартов WorldSkills без прохождения каких-то дополнительных испытаний, - рассказывает Наталия Зимен. – Это своего рода профессиональное резюме, отраженное в Скиллс-паспорте, изучая которое работодатель может точно понимать, кого он берёт на работу. А для выпускника это бонус при трудоустройстве. Мы знаем успешные истории, когда наши студенты достаточно хорошо трудоустраивались именно благодаря прохождению через чемпионат WorldSkills Russia и демонстрационный экзамен».

Студенты, поступившие в учреждения среднего профессионального образования Красноярского края в 2023 году, по окончании обучения за исключением ряда профессий в области культуры и медицины, практически все будут сдавать демонстрационный экзамен. Эта форма аттестации выпускников постепенно войдет в высшую школу и учреждения дополнительного профессионального образования.

«Что продемонстрировал демонстрационный экзамен»: интервью с Наталией Зимен

Прошло 5 лет с тех пор, как демонстрационный экзамен стал в России официальной формой государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями. О его внедрении в Красноярском крае рассказала руководитель отдела координации демонстрационного экзамена (Центр развития профессионального образования, г. Красноярск) Наталия Зимен.

– Наталия Васильевна, начнём с основ: что такое демонстрационный экзамен? Зачем понадобилась новая форма оценки выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО)?

– Демонстрационный экзамен вышел из чемпионатного движения Ворлдскиллс Россия. Это международное движение молодых профессионалов успешно развивалось в России с 2012 года. Но тогда же стало понятно – чтобы повышать общий уровень квалификации выпускаемых молодых кадров, недостаточно готовить «штучных молодых мастеров» для участия в национальных и международных чемпионатах Ворлдскиллс. Подготовка должна быть массовой, и передовые технологии, передовой опыт должны зайти в каждое учреждение. В идеале СПО сегодня необходимо обеспечить некоторое опережение подготовки студентов в сравнении с реальным производством, то есть студент, выходя из техникума или колледжа, должен не просто владеть технологиями, которые есть сегодня, но и иметь «передовой запас» на 2-3 года вперёд.

– Сегодня много говорят о профессиональной мобильности, гибкости, о том, что невозможно выучиться профессии раз и на всю жизнь. Опять же названный вами «запас» рано или поздно закончится…

– А это другая цель демонстрационного экзамена – выпускник должен не просто владеть конкретной технологией, он должен понимать вариацию: как один и тот же продукт можно изготавливать с помощью разных технологий, в связи с их сменой понимать механизм обновления и встраиваться в изменяющиеся условия.

– Чем сдача демонстрационного экзамена отличается от прежних форм аттестации выпускников?

– В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) традиционно предусматривал прохождение практики и сдачу выпускной квалификационной работы. Сегодня время диктует другие условия, и работодатель очень придирчиво относится к тому контингенту, который набирает. Мы знаем, что на работу в большей мере берут людей, имеющих опыт, нежели студентов-выпускников. Проблема их трудоустройства существовала всегда, и сейчас она стоит достаточно остро.

Агентство развития навыков и профессий изучило опыт стран, участвующих в мировом движении WorldSkills, и определило способы внедрения в массовую практику инструментов повышения качества профессионального образования. В 2015 году в нескольких регионах страны стартовал «пилотный проект», и за два года был доработан механизм преобразований в СПО для всей России. С 2017 года началась его официальная апробация в профессиональных образовательных учреждениях по всей стране. Красноярский край начинал с демонстрационных экзаменов по 10 компетенциям. На сегодня их 77 из 225 возможных.

Демонстрационный экзамен, в первую очередь, проверяет практическую подготовку выпускника, которую он должен продемонстрировать экспертному сообществу, а не только показать уровень теоретической подготовки. Демонстрационный экзамен – это модельная ситуация, приближенная к производству, где выпускник должен показать свои навыки в условиях реальных технологических процессов.

– Но в чём выражается эта «приближённость к реалиям»? Какие критерии?

– На сегодняшний день практически во всех профессиях и специальностях по укрупнённым группам представлен формат демонстрационного экзамена с разработанными комплектами оценочной документации. Она включает техническое описание, технику безопасности, оснащение базы, на которой проходит экзамен (т.н. инфраструктурный лист), прописаны до мелочей расходные материалы, которые нужны для сдачи экзамена, система оценки, которая предполагает разноуровневый подход, и, собственно, сами задания.

Уровень сложности профессиональное образовательное учреждение может выбрать самостоятельно в зависимости от того, насколько эта компетенция представлена в их профессии или специальности. Дело в том, что есть группы профессий и специальностей, где компетенция полностью равна профессии. А есть группы, в которых компетенция – это некоторый «срез», через который можно посмотреть навыки по всей профессии. Т.е. это не равно профессии, это какая-то её часть, но, как правило, через эту часть можно понять уровень подготовки студента.

Допустим, обучение по специальности «повар-кондитер» - там предусмотрено несколько вариантов демонстрационного экзамена: можно сдать по поварскому делу, можно – по кондитерскому, там же, например, можно сдать по хлебопечению. Т.е. несколько компетенций, через которые можно посмотреть данное направление.

И есть компетенции – например, «дошкольное образование» - в которых «компетенция = профессия». То есть задание сделано таким образом, что сквозно видно всю профессию целиком.

– Демонстрационный экзамен – это универсальный «ключ» ко всем профессиям? Помните у Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…»

– Демонстрационный экзамен по положениям и приказам конца 2022 года с 2023 году будут сдавать практически все выпускники профессиональных образовательных учреждений. Нет такого представления, что более передовая профессия подлежит демонстрационному экзамену, а выходящая через какое-то время в тираж демонстрационный экзамен не сдаёт. Сейчас во все государственные образовательные стандарты внесены изменения, где очень чётко показаны те профессии и специальности, которые обязаны будут сдавать демонстрационный экзамен при новом наборе. Т.е. студенты набора 2023 года все в обязательном порядке будут сдавать демонстрационный экзамен. Ну, или почти все…

Дело в том, что есть профессии и специальности, выпуск по которым прекратится в ближайшие 2-3 года. Понятно, что они обучались по другому стандарту, и здесь демонстрационный экзамен не заводится. Но таких профессий на самом деле немного.

И есть отрасли, которых демонстрационный экзамен пока никак не касается – например, медицинская отрасль или отрасль культуры. Это связано с тем, что, допустим, медицинские специальности и профессии, они очень сложные и ёмкие, и за один экзамен очень сложно охватить демонстрацию профессии. У них много образовательных модулей в процессе обучения. И пока нет единого понимания – они по каждому модулю должны сдавать демонстрационный экзамен по накопительной системе или это будет какой-то итоговый экзамен. Но, скорее всего, если опыт той схемы демонстрационного экзамена, которая запускается с 2023 года, будет достаточно успешен, то, вероятно, и в этих укрупнённых группах появится базовый уровень демонстрационного экзамена.

– Наталия Васильевна, мы с вами говорили в основном о критериях оценки и непосредственно сдаче демонстрационного экзамена. Но, во-первых, если это оценка практических навыков в условиях «максимально приближённых к рабочей реальности», где студент получит такие навыки? А во-вторых, и для сдачи самого экзамена необходимо обеспечить такие условия…

– Для этого перестраивается вся подготовка студента. Во-первых, по последнему слову техники и технологии оснащена материальная база в техникумах и колледжах, преподавательский состав обучен работать на этом оборудовании. По ряду групп профессий даже работодатель на сегодняшний день ещё не имеет такого оборудования, в этом смысле учреждение идёт на опережение, его задача – выпускать всех студентов уже с новыми навыками.

На сегодняшний день организация демонстрационного экзамена – это, во-первых, оснащение базы для учреждений СПО. У нас создана сетевая система взаимодействия, когда техникумы и колледжи, которые не имея базы, не просто сдают экзамен в мастерской другого учреждения схожего профиля, но и имеют возможность организовывать практику своих студентов на базе другого учреждения. Также сетевая связь есть между работодателем и профильным образовательным учреждением. Во-первых, это финансирование, во-вторых, это помещение. Дело в том, что некоторые виды технологического оборудования просто невозможно встроить в имеющиеся площади образовательного учреждения. Поэтому такие площадки-мастерские существуют, например, на базе работодателя или каких-то других учреждений, в том числе частных. Есть опыт таких договорённостей.

Первый шаг для учреждения при подготовке к внедрению демонстрационного экзамена – критически посмотреть на своё оснащение, чтобы обеспечить подготовку студентов, прохождение практики и сдачу самого экзамена. Потому что сдавать экзамен на оборудовании, которое ты никогда не видел и не практиковался на нём, невозможно. Мастерская должна регулярно, постоянно в течение всего образовательного процесса использоваться на благо подготовки студента. Экзамен – это конечный срез. Сдача демонстрационного экзамена ставит образовательное учреждение в условия, когда оно обязано регулярно проводить практику на оснащённых площадках и в мастерских.

– Вы также сказали, что преподаватели и мастера должны овладеть новыми навыками, новым оборудованием, чтобы потом учить студентов. Получается, демонстрационный экзамен – это в первую очередь экзамен для техникумов и колледжей (по оснащению) и их педагогических коллективов и только потом – для студентов?

– Совершенно верно. Системные изменения – это оснащение базы. Это работа с кадрами, потому что кадры действительно нужно переобучить. Чтобы получить свидетельство, большинство из экспертов (так называют преподавателей, которые участвуют в оценивании демонстрационного экзамена) должны сами демонстрировать эти навыки. Это люди в теме, которые точно понимают всё про эту компетенцию, про эту профессию, специальность, про её особенности.

Также системные изменения – это введение в оценивание экзамена работодателей. Работодатель всегда присутствовал на выпускных экзаменах, но чаще сидел в комиссии номинально и проверял, как правило, только теорию и выпускную квалификационную работу. На сегодняшний день его привлекают именно в качестве оценивающего эксперта, человека с производства, который может в режиме реального времени, изготовленный реальный продукт оценить под реальные запросы заказчика.

Это другой системный подход, с работодателями теперь приходится выстраивать работу по-другому, быть в очень тесной связи и относительно развития технологий, и относительно их оценивания, понимания, внедрения. Работодатель тоже должен понимать, как в новых условиях новое оборудование используется, и как этому обучают. Техникумы сейчас как раз перестраиваются на эту модель.

Что ещё можно отнести к системным изменениям? В работе с коллективом это, наверное, переосмысление «портрета выпускника», его образа – чем он должен владеть. На сегодняшний день ряд прогрессивных коллективов нашего края круглогодично проводят работу на осмысление. Когда появляется новое оборудование, оно влечёт за собой изменение и в самой отраслевой системе.

Возьмём сельское хозяйство. Прошлой весной я была в Шушенском, и мы разговаривали с руководителем учреждения о том, кого сейчас нужно готовить. Доярку, которая умеет руками доить корову? Эта профессия ещё есть, она никуда не ушла пока. Но кто эта доярка сегодня? Та, которая реально с ведром доит корову? Или это механизатор, который на автоматической дойке управляет технологическим процессом? И в том, и в другом случае это профессия «доярка», но навыки, которым обучают, разные.

Доярка, которая работает руками, должна всё знать про молоко, про корову, про технологию свёртывания молока и ещё чего-то – обширная категория знаний. Для неё необходимо обучение и зоологии, и биологии, большой объём знаний и практики.

Механизатору, который обслуживает доильный аппарат, по сути, объём знаний требуется меньший. Ей не нужны «глобальные» знания, её задача – разбираться в том, как работает автоматический доильный аппарат, какие кнопки нажать, что о чём свидетельствует – другой набор компетенций.

И в таком случае коллектив учреждения СПО должен вместе с работодателями, у которых есть хозяйства, которые берут студентов на практику, всё время договариваться, кого мы под той или иной профессией сегодня понимаем, кого мы готовим. Системные изменения затрагивают, в том числе, и смысловую сторону.

– Демонстрационный экзамен – это инструмент исключительно среднего профессионального образования?

– На сегодняшний день демонстрационный экзамен действительно в основном сдают в образовательных организациях, которые обучают по программам среднего профессионального образования. Но и в высшем образовании этот вопрос тоже прорабатывается. Есть пробы, когда в вузах сдают демонстрационный экзамен. Идеология демонстрационного экзамена начинает распространяться и на систему общего образования. Предполагается, что при аттестации педагогов школ и детских садов, руководителей этих учреждений и центров дополнительного образования тоже будет использоваться демонстрационный экзамен для выявления соответствия стандарту профессии. На сегодняшний день набирает силу идеология, что человек должен свои навыки показать не в выдуманных, а в реальных условиях с получением реального результата.

– Каков итог 5 лет внедрения демонстрационного экзамена в Красноярском крае?

– Нам есть чем гордиться. Более 90% учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, однозначно находятся в этой технологии. На сегодняшний день к нам подключаются и учреждения высшего образования (7 примеров), есть частные и ведомственные. Потому что очевидна разница в подготовке студентов, прошедших демонстрационный экзамен, и сдающих по-старому.

Сама по себе технология демонстрационного экзамена уже прижилась и стала неотъемлемой частью системы профессионального образования. Когда мы говорим о системных изменениях, то помимо того, что уже перечислили, образовательные учреждения пересматривали свои образовательные программы, вносили в них изменения. Технологически во всех учреждениях демонстрационный экзамен стал частью образовательного процесса. У нас очень успешная практика формирования и обновления педагогических кадров, есть хорошая практика возвращения студентов-выпускников уже в качестве мастеров производственного обучения. Они готовят студентов на таком же высоком уровне, которого достигли сами.

У нас есть на сегодня 192 центра проведения демонстрационного экзамена. Это упакованная инфраструктура для того, чтобы студенты могли продемонстрировать, а преподаватели и работодатели могли дать независимую оценку квалификации выпускников. На их создание, благодаря правительству Красноярского края, были выделены бюджетные деньги. В результате учреждения СПО «приросли» новым оборудованием и расходными материалами.

Мы можем гордиться и тем, что достаточно большое количество наших подведомственных учреждений входят, в ФУМО (федеральные учебно-методические объединения) в команды разработчиков заданий для демонстрационного экзамена, в том числе для обновления ФГОС. Опыт коллег позволяет им на федеральном уровне участвовать в командах разработчиков.

В процессе работы у нас появился институт кураторов для координации действий с большим количеством образовательных учреждений региона. Мы понимали, что они рано или поздно зайдут в этот процесс, и с ними со всеми нужно работать. В каждом учреждении был выделен человек, который не просто отвечал за это взаимодействие и процессы организации, но впоследствии был наделён официальным функционалом. Благодаря нашей идее кураторы появились, в том числе, и на уровне всей страны, то есть через год после появления нашего опыта Агентство развития навыков и профессий тоже создало институт кураторов демонстрационного экзамена на территориях.

В Красноярском крае ежегодно примерно 17 тысяч студентов заканчивают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. В 2022 году демонстрационный экзамен профильного уровня сдавали по желанию 5.903 выпускника. При этом, напомню, выпускники в таких отраслях как медицина, спорт, культура и ряд других вообще не сдают демонстрационный экзамен. Если их вычесть, то из тех, кто мог сдавать в 2022 году демонстрационный экзамен, это сделали почти 60% выпускников. Качество подготовки этих выпускников нас тоже радует. На уровне страны мы ни разу не выпадали из Топ-10. Баланс мы держим, и качество стабильно обеспечиваем с тенденцией к росту.

– Что дальше, в 2023-м?

– В наступившем году в связи с окончательной массовизацией демонстрационного экзамена сдавать его будут практически все выпускники учреждений СПО за исключением ряда специальностей, о которых я уже говорила.

Профессии существуют разные, и не все из них могут выходить на высокотехнологичное производство и соответственное оснащение базы. Поэтому демонстрационный экзамен будет иметь три уровня: базовый, профильный и уровень профессионалитета. Для обычных выпускников СПО – базовый и профильный уровни. Всё, что мы внедряли 5 лет – это профильный уровень, некая «надстройка». Это чуть больше, чем просто получить профессию. Предполагается, что этот профильный демонстрационный экзамен студенты будут сдавать по выбору, при желании проверить свой уровень квалификации.

Базовый же уровень будут обязаны сдавать все. Он не будет превышать требования ФГОС. Например, положено выпускнику по ФГОС сделать три шва сварочным аппаратом, столько он обязан сделать и на демонстрационном экзамене базового уровня. В профильном же уровне добавляются дополнительные компетенции, которыми должен владеть сварщик.

Образовательные учреждения, где хорошо оснащены базы, оптимизирован образовательный процесс, выстроены тесные связи с работодателями и есть опыт реализации новых образовательных программ, они в приоритете будут сдавать профильный уровень. Базовый уровень немного упрощён для тех учреждений, которые по ряду причин пока не могут использовать высокотехнологичное оборудование. Это касается, в частности, образовательных учреждений на севере края, куда очень сложно завозить оборудование и расходные материалы.

В 2023 году демонстрационный экзамен будут сдавать 9.870 выпускников, из них базовый – 3.500 и 6.370 (65%) – профильный. На сегодняшний день мы можем констатировать, что механизм демонстрационного экзамена прочно вошёл в жизнь и уже является нормой жизни, а не какой-то «надстройкой». Этот механизм работает в Красноярском крае достаточно слажено, благодаря институту кураторов, связке с региональным министерством образования и со всеми, кто к этому причастен. Следующий ориентир – усиление связи с работодателями для того, чтобы наши выпускники шли именно в ту отрасль, на которую отучились. То есть мы добились качества выпускаемых молодых кадров, теперь это качество должно гарантировано дойти до производства.

В Красноярском крае откроется Центр опережающей профессиональной подготовки

Красноярский край станет одним из 15 субъектов Российской Федерации, в которых появятся Центры опережающей профессиональной подготовки. Такие Центры – новая региональная структура, созданная для решения кадрового вопроса и подготовки специалистов новой формации. В Центре все желающие смогут в короткие сроки освоить востребованную и перспективную профессию.

Центр опережающей профессиональной подготовки откроется в Красноярске на базе Красноярского технологического техникума пищевой промышленности. К 1 сентября 2023 года здесь появятся современные учебные пространства, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, лекций, профориентационных мероприятий. Команда ЦОПП будет сформирована из методистов, специалистов по работе с большими данными (CDO), аналитиков.

Центр будет оснащён современным VR/AR-оборудованием, программными комплексами виртуальной реальности и т.д., которые обеспечат проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб.

Для информационного обеспечения деятельности ЦОПП разрабатывается цифровая платформа, которая обеспечит взаимодействие участников профподготовки: граждан РФ, образовательных организаций и работодателей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Записаться на профобучение и договориться о консультации можно будет удалённо.

Для работодателя в Центре подберут максимально удобную и эффективную форму подготовки кадров. Сотрудники могут обучаться как с отрывом от производства, так без отрыва, очно или дистанционно. Помимо обучения работников предприятий Центр планирует проводить профориентационные мероприятия для школьников, чтобы увлечь ребят интересными и востребованными профессиями.

В ЦОПП смогут обращаться любые работодатели и граждане в возрасте от 12 до 65 лет, желающие освоить востребованные профессиональные навыки или получить консультацию по построению карьерной траектории.

С 23 января стартует повышение квалификации для педагогов ПОУ о предотвращении суицида в студенческой среде

Центр развития профессионального образования запускает программу обучения для педагогов техникумов и колледжей «Профилактика суицидального поведения студентов ПОУ». Курс направлен на повышение осведомленности о проблеме подростковых самоубийств, формирование навыка выявления признаков суицидального поведения и предотвращения его.

Проблема аутоагрессивного поведения и самоубийств среди молодых людей остается одной из наиболее острых социальных проблем сегодня. По данным Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в течение 2022 года на горячую линию Детского телефона доверия поступило 8481 обращение от детей и подростков и 1264 обращения от родителей несовершеннолетних детей по вопросу суицидального поведения.

Для педагогов очень важно уметь распознавать тревожные сигналы в поведении обучающихся и предотвращать возможные последствия. В ходе обучения слушателям расскажут про особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте, психологию суицидентов, методические подходы к организации и проведению мероприятий, связанных с профилактикой суицидального поведения среди студентов ПОУ.

Программа курса основана на интеграции психологических знаний, методологии педагогики профессионального образования и технологиях образовательной практики, ориентированных на новые тенденции в российском образовании.

По окончании обучения слушатели будут знать:

  • соответствующую терминологию;
  • основные потенциальные риски формирования суицидального поведения у студентов ПОУ;
  • основные законодательные и нормативные документы РФ в области профилактики суицидального поведения студентов ПОУ;
  • технологии, эффективные методы и приемы профилактики суицидального поведения среди студентов ПОУ.

Объем программы 36 часов.

Курс ведет Марина Анатольевна Малиновская, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, медицинский психолог высшей квалификационной категории, гештальт-терапевт, тренер-ассистент регионального представительства Международной академии гештальта (г. Москва), член экспертного совета Института развития образования Академии социального управления (г. Москва).

Для получения подробной информации обращаться в отдел дополнительного профессионального образования Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Год педагога и наставника в Красноярском крае: основные события

2023 год указом президента России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагога, популяризация и повышение престижа профессии. В конце прошлого года стали известны некоторые ключевые всероссийские события: большая учительская неделя, форум классных руководителей, праздничный концерт в Кремле.

В Красноярском крае тоже запланированы события в честь Года педагога и наставника. В прикрепленном файле план мероприятий, разработанный министерством образования края, а мы предлагаем обзор событий, посвященных главной теме года, которые охватывают систему среднего профессионального образования.

Торжественное открытие Года педагога и наставника в крае состоится в феврале в рамках XV Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования».

В феврале стартует региональный этап конкурса «Мастер года», во время проведения которого педагоги смогут поучаствовать в работе Школы профессионального мастерства. Откроется прием заявок на краевой конкурс лучших практик наставничества. Итоги конкурса подведут осенью к началу работы V краевого форума «PRO наставничество». Также в феврале состоится всероссийская конференция «Современная дидактика».

В апреле в новом формате пройдет Региональный чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы». В рамках деловой программы чемпионата запланирована площадка, посвященная обсуждению темы наставничества в системе среднего профессионального образования. Также апреле педагоги техникумов и колледжей обсудят актуальные вопросы профессионального образования края в рамках дискуссионной площадки на Всероссийской конференции «Практики развития».

В конце сентября стартует Неделя СПО, которая завершится 2 октября празднованием Дня среднего профессионального образования. Напомним, День СПО был официально утвержден в прошлом году. В День учителя работников образования наградят почетным краевым званием «Заслуженный педагог Красноярского края». Состоится чествование победителей конкурсного отбора на присуждение государственных премий Красноярского края в сфере профессионального образования, где педагогам вручат удостоверения и памятные знаки.

В системе среднего профессионального образования края занято 4 728 педагогических работников, в том числе 3 869 преподавателей и 859 мастеров производственного обучения. Педагоги не только передают знания студентам, они выступают в роли чуткого руководителя и заботливого наставника. Сегодня наставничество в СПО – эффективный инструмент формирования будущего профессионала.

Более 75% участников проекта «Содействие занятости» нашли новую работу в 2022 году

Красноярский край отмечен благодарностью Агентства развития навыков и профессий за высокий профессионализм и весомый вклад в реализацию проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». По итогам 2022 года 1829 жителей края прошли профессиональную подготовку по коротким образовательным программам. Регион выполнил все ключевые показатели проекта и увеличил сеть образовательных центров.
«В Красноярском крае за год по программам проекта обучились почти 2 тысячи человек. Показатель занятых граждан после обучения высокий, более 75%», – рассказала руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Красноярского края Анна Бояркина.
Самыми результативными центрами обучения в рамках проекта «Содействие занятости» в 2022 году были признаны:

Центры показали высокие результаты не только по количеству обученных, но и по количеству граждан, устроившихся на работу после обучения.
«Все центры, а их у нас более 50, со всей ответственностью подходят к организации обучения, выполняя показатели проекта. Именно их слаженная работа помогает нам уже два года удерживать лидерские позиции в России по реализации проекта, а участникам выстраивать новую карьерную траекторию, находить себя в профессии, начинать свое дело и увеличивать свои доходы. Очень важной и значимой при реализации проекта для нас была поддержка Агентства труда и занятости населения Красноярского края. Без их активной позиции и помощи выполнить показатели было бы очень сложно», отметила заместитель министра образования края Ольга Никитина.
В конце 2022 года в крае сеть центров обучения по проекту «Содействие занятости» была расширена: Красноярский медицинский колледж прошёл предварительный квалификационный отбор. В перспективе это позволит сократить время обучения младшего медицинского персонала. Также к проекту присоединился Красноярский колледж олимпийского резерва. Там будут готовить инструкторов по физической культуре и спорту и фитнес-тренеров. Помимо этого, в 2023 у жителей края появится возможность пройти обучение по новой компетенция «Фотография», которую будет реализовывать бизнес-школа «Инопроф». Новые компетенции также откроются и в IT-сфере. На базе Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий можно будет пройти обучение по компетенциям «Виртуальная и дополненная реальность» и «Блокчейн технологии».

В этом году старт проекта запланирован на первый квартал. Все заинтересованные могут ознакомиться с информацией о проекте на сайте «Работа в России».

Источник: официальный сайт Министерства образования Красноярского края

Педагоги и студенты ссузов Красноярского края обсудят участие в молодежных движениях, проектах и конкурсах

13 января в онлайн-формате пройдет вебинар, в котором примут участие директора, педагоги и студенты колледжей и техникумов Красноярского края. Центральной темой дискуссии станет участие студентов системы СПО края в Российском движении детей и молодежи «Движение первых», проектах площадки «Россия – страна возможностей» и флагманских конкурсах.

«Движение первых» сейчас активно развивается в России, в том числе в Красноярском крае. Создатели движения планируют открыть отделения на базе каждого колледжа и техникума края. Руководитель регионального отделения Российского движения детей и молодежи Красноярского края Евгений Свиридов выступит с сообщением о миссии, целях и задачах движения, а также расскажет о флагманском конкурсе «Большая перемена», который помогает студентам СПО раскрыть творческий потенциал, разработать и реализовать собственный проект. Впечатлениям об участии в конкурсе поделятся студенты Енисейского педагогического колледжа и Канского технологического колледжа.

Директор Центра молодежных инициатив «Форум» Никита Лукиянчук расскажет о возможности участия студентов СПО Красноярского края в конкурсе «Росмолодежь. Гранты» и Российской национальной премии «Студент года».

Ссылка для участия в вебинаре https://b91460.vr.mirapolis.ru/mira/miravr/1979644405

Татьяна Алексеева: «Наставничество – это такая надпрофессиональная категория»

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В декабре в Красноярске прошёл IV краевой форум «PRO наставничество 2022: становление института наставничества в системе образования Красноярского края. Один из организаторов и экспертов форума, директор Красноярского педагогического колледжа №1 имени Максима Горького Татьяна Алексеева рассказала корреспонденту «1-LINE» о развитии института наставничества в нашей стране.

– Татьяна Александровна, в очном и онлайн форматах в форуме приняли участие более 600 человек: представители Новосибирской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Москвы и Санкт-Петербурга, министерства образования Красноярского края… Кто все эти люди? Я вижу среди них даже представителей научных учреждений федерального уровня! А у меня при слове «наставник» в памяти возникает пожилой рабочий «Сибтяжмаша», который на практике от учебно-производственного комбината учил меня 16-летнего школьника работать на токарном станке… А каков современный наставник?

– Время изменилось кардинально! В ваших воспоминаниях – наставник из индустриальной эпохи. Сейчас время нового технологического уклада, именуемое постиндустриальным. Понимание роли наставничества также трансформировалось. Но сущность вида деятельности наставника осталась – это сопровождение.

Поле деятельности наставника достаточно широкое: от профессионального до социального. Остро турбулентная среда задаёт сегодня тренд на персонализированные подходы в наставничестве, поэтому так важна сегодня позиция «на равных». Как показывает практика, при помощи наставничества можно решать самые разные задачи: это и закрепление молодых специалистов, и профессиональное развитие, и продуктивная коммуникация и т.д. Всё зависит от того, какую цель для себя формулирует сам наставляемый.

В современном запросе к наставнической деятельности мы видим способность действовать не только в условиях производственных, но и умение выходить за рамки профессиональных (жестких) компетенций. Сейчас от наставника требуются серьёзные мягкие навыки (софт-скиллы), связанные с тем, чтобы, находясь на уровне своего мастерства и ничуть не роняя, не понижая его, суметь тем не менее с этого «подиума», с этого «олимпа» сойти и в человеческом межличностном общении встать на один уровень со своим наставляемым. Сегодня это очень важно. Услышать, почувствовать, понять и проанализировать потребность самого наставляемого – это высокое наставническое мастерство. Оно распространяется и на тех наставников, которые на производстве, и на тех наставников, которые находятся в социальной сфере, или сопровождают наставляемого вне профессиональной деятельности.

– На обывательском уровне слова «наставничество», «наставник» зачастую воспринимаются как «привет из далёкого советского прошлого» полной занятости в экономике и дефицита кадров. В современных условиях кадровый рынок – это во многих отраслях «рынок покупателя труда», а не рынок «продавца». Зачем потенциальному наставнику растить себе конкурента?

– Это деятельность достаточно сложная, многоаспектная, многослойная и неоднозначная, потому что требования к наставнику сегодня обусловлены и высоким уровнем неопределённости, и высоким запросом на развитие человеческого потенциала. Поэтому, когда мы говорим о производственном наставничестве, тезис «Не боится ли мастер отдать своё мастерство в руки того, кого он наставляет?» неуместен. Потому что сейчас мы все говорим о том, как вырастить человеческий потенциал, как его развить, как его соотнести, синхронизировать с экономическими и социальными потребностями, например, нашего региона, в том числе при помощи инструмента наставничества.

–  «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребенку, вы сами этого не понимаете», – писал Альберт Эйнштейн. Но на самом деле даже хороший учёный – не всегда хороший учитель, наставник…

– На наш взгляд, наставничество – это такая НАДпрофессиональная категория, квалификационный уровень любого профессионала, который «технически» способен осуществлять эту деятельность. Потому что у хорошего специалиста есть мастерство самого высокого класса и есть компетенции при помощи этого мастерства, в том числе, осуществлять сопровождение наставляемого.

Но, отвечая на вопрос «кто может быть наставником?», мне нравится тезис, что каждый специалист МОЖЕТ быть наставником, но далеко не каждый специалист СПОСОБЕН наставническую деятельность осуществлять. Большую роль здесь играет и то, что у наставника должно быть желание эту деятельность осуществлять. Мы знаем очень много примеров, когда есть такие составляющие наставнической деятельности как мастерство, обученность наставническим техникам, способам, методам, но желания у человека нет. И тогда совершенно точно реализовать в полной мере наставническую программу не получится.

Источник: 1line.info

Итоги года 2022

Подходит к концу 2022 год, ставший значимым для системы среднего профессионального образования. Давайте вместе подведем итоги и вспомним самые яркие и важные события уходящего года.

Стартовал проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий», инициированный Институтом развития профессионального образования. Цель проекта – включить в систему СПО востребованные работодателями и обучающимися образовательные программы, направленные на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере творческих индустрий. От Красноярского края к участию в проекте был допущен Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства. Результатом участия в конкурсе стало включение в образовательную программу новых креативных направлений: реклама и маркетинг, разработка компьютерных игр, медиа-дизайн, анимация, подготовка фото- видеоконтента, музыка, звукорежиссура и саунд дизайн. Участие Красноярского края в Российской Креативной неделе подтверждает актуальность и активное развитие креативных индустрий в нашем регионе.

В России Указом Президента утвердили День среднего профессионального образования. Ежегодно он будет отмечаться 2 октября.

Состоялся финал Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы». Красноярский край в медальном зачете занял 7 место в рейтинге регионов. В общем зачёте у нашей команды 51 награда. В финале V Национального чемпионата «Навыки мудрых» команда Красноярского края завоевала 4 бронзовые медали и 4 медальона за профессионализм.

На протяжении 5 лет в Красноярском крае выпускники колледжей и техникумов в качестве итоговой аттестации сдают демонстрационный экзамен. В 2022 году экзамен сдали 5883 студентов из 67 колледжей и техникумов по 76 компетенциям, из них выпускные экзамены – 3488 студентов. Увеличилась численность выпускников, сдавших демонстрационный экзамен по сравнению с предыдущим годом: 2,74% (1246 человек) сдали в 2021 году и 5,59% (2563 человек) в 2022. Кроме того, в уходящем году было аккредитовано 192 центра проведения демонстрационного экзамена.

Стартовал федеральный проект «Профессионалитет», направленный на внедрение принципиально новой модели среднего профессионального образования. Проект реализуется через создание образовательно-производственных кластеров, интеграцию профессиональных образовательных учреждений и отраслевых предприятий. В Красноярском крае таких кластеров два: топливно-энергетический на базе Назаровского энергостроительного техникума и кластер цифрового земледелия на базе Уярского сельскохозяйственного техникума. Оба техникума будут модернизированы под ключ, будут построены новые учебно-производственные комплексы и разработаны новые интенсивные образовательные программы, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда. 23 августа 2022 года в Красноярском крае прошла церемония подписания соглашения о партнерстве между Министерством образования Красноярского края, техникумами и отраслевыми предприятиями.

22 октября в Красноярском крае состоялся Единый день открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет». В этот день в техникумах и колледжах края прошли профориентационные мероприятия для учащихся 9-11 классов. В рамках Единого дня открытых дверей в онлайн-формате прошло открытое родительское собрание, которое провела министр образования Красноярского края Светлана Ивановна Маковская. Родители смогли задать министру интересующие их вопросы о проекте и в целом о среднем профессиональном образовании.

20 преподавателей и мастеров профобучения стали лауреатами Государственной премии Красноярского края в сфере профессионального образования. В июне этого года у преподавателей-кандидатов из техникумов и колледжей проходила защита своей деятельности перед конкурсной комиссией. Эксперты оценивали представление конкурсанта себя как специалиста и презентацию своей педагогической работы. В торжественной обстановке специалистам средних профессиональных образовательных организаций вручили удостоверения лауреатов и памятные знаки.

Начал работу профориентационный проект «Открытые мастерские», который дает возможность подросткам посетить пробные мастер-классы по разным компетенциям на базе краевых колледжей и техникумов. Старшеклассники могут на практике познакомиться с разными профессиями и определиться с профессиональными интересами.

Колледжи и техникумы Красноярского края активно участвуют во всероссийской акции #МыВместе. Студенты и педагоги регулярно собирают и отправляют гуманитарную помощь, своими руками шьют теплые вещи, изготавливают снаряжение и пишут солдатам письма со словами поддержки. Ребята говорят, что продолжат помогать нашим бойцам, пока не закончится специальная военная операция.

Грядущий 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Президент Владимир Путин подписал соответствующий указ, в котором говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, ключевыми событиями Года будут его торжественное открытие в январе, большая учительская неделя и форум классных руководителей. В Красноярском крае запланирован ряд мероприятий и акций, направленных на популяризацию и поддержку деятельности педагога и наставника в системе СПО.

Немного цифр о системе среднего профессионального образования Красноярского края. Программы СПО реализуют 89 учреждений края. Более 71 тысячи студентов обучаются сейчас по 207 специальностям и профессиям. В 2022 году 15763 студента колледжей и техникумов края получили дипломы о среднем профессиональном образовании.

2022 год был интересным и насыщенным для системы образования. Вместе с вами мы проделали большую и важную работу. Желаем вам не останавливаться на достигнутом и встретить грядущий год с новыми силами для новых свершений и открытий. С наступающим Новым годом!

Итоги_года2022

В Красноярском крае педагоги профобразования прошли стажировку в рамках проекта "Профессионалитет"

Канский политехнический колледж и Уярский сельскохозяйственный техникум стали площадками для стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения из разных городов Сибири. Обучение проводилось в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет». Важная часть проекта – переподготовка педагогического состава, направленная на освоение компетенций и получение производственных навыков в лучших мастерских России.

Педагоги техникумов и колледжей из Томской, Иркутской и Кемеровской области стажировались в Канском политехническом колледже по компетенции «Промышленная автоматика». В Уярском сельскохозяйственном техникуме проходило обучение по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».

Стажеры узнали о лучших практиках работы на современном оборудовании, познакомились с правилами техники безопасности и с практикой цифровой трансформации производственной деятельности в образовательном процессе.

Итогом стажировки станут доработанные в учреждениях среднего профессионального образования Сибири программы профильных дисциплин с учётом опыта работы других регионов и мировых тенденций.

ПАРТНЕРЫ

АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Молодёжный центр "Новые имена" Краевая научная библиотека Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Фонд счастливые дети

Решаем вместе


Плохая связь?
Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?